Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Как поднять плотность электролита в обслуживаемом аккумуляторе

Снижению плотности способствуют такие факторы:

  1. Разряд. При потере заряда снижается и плотность наполнителя. Во процессе зарядки этот параметр постепенно увеличивается. Если батарея утрачивает большую часть емкости, речь идет о падении концентрации кислоты.
  2. Длительная эксплуатация или хранение в условиях низких температур.
  3. Выкипание электролита при перезаряде. Если зарядное устройство подает слишком высокое напряжение, жидкий электролит переходит в газообразное состояние и выводится наружу через имеющиеся на корпусе отверстия.
  4. Частое добавление воды. Водители добавляют жидкость для поддержания стабильного уровня электролита. Не все пользуются ареометром, измеряющим плотность. Вместе с водой выкипает и кислота, что приводит к снижению концентрации.

Пример сульфатации пластин автомобильного аккумулятора.

Определить плотность электролита можно в домашних условиях. Процедуру рекомендуется проводить при комнатной температуре. Перед началом работы подготавливают такие инструменты:

  1. Защитные перчатки, костюм и очки. В состав наполнителя аккумулятора входит кислота. При попадании на кожу вещество вызывает химический ожог. Опасными являются и пары кислоты, поэтому работают только в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Денсиметр. Прибор используется для измерения плотности. Имеет вид стеклянной трубки с грушей и встроенным ареометром.

Для проверки плотности электролита конец денсиметра погружают в ёмкость аккумулятора.

  1. Аккумулятор вынимают из посадочного гнезда. Защитный кожух демонтируют, вывинчивают пробки.
  2. Проверяют уровень электролита. В свинцово-кальциевых батареях раствор должен на 1,5 см закрывать пластины.
  3. Батарею полностью заряжают. Проверку плотности начинают через 5-6 часов после завершения зарядки. При нормальном уровне электролита трубку денсиметра погружают в банки, выкачивая небольшое количество жидкого наполнителя.
  4. Оценивают показатели прибора. Ареометр должен свободно плавать в растворе. Соприкосновение прибора со стенками емкости не допускается. Показания оценивают с учетом температуры окружающей среды.
  5. Проверяют плотность электролита в остальных банках. Показания записывают и сравнивают с нормальной плотностью.

Такой способ проверки подходит только для разборной батареи, когда имеется доступ к электролиту. Необслуживаемый аккумулятор снабжен индикатором, цвет которого меняется в зависимости от плотности наполнителя.

Если плотность составляет более 1,18, доливают готовый состав с нормальной концентрацией серной кислоты. Процедура включает такие этапы:

  1. Разрядка батареи. Долив электролита проводится только при полном разряде. Для этого АКБ подключают к мощной лампе или другому потребителю энергии.
  2. Подготовка корректирующего компонента. Уровень кислоты в таком средстве должен составлять не менее 1,4 г/см³.
  3. Добавление корректирующего состава. Предварительно откачивают часть имеющегося электролита. Густота раствора должна повыситься до 1,25. Действие выполняется для каждой банки. Объем доливаемой жидкости должен составлять не более 50% от откачанного. После добавления жидкости АКБ встряхивают, давая наполнителю перемешаться.
  4. Зарядка батареи. Аккумулятор оставляют на полчаса, что позволяет концентрации в банках выровняться. Элемент питания подключают к зарядному устройству на 30 минут. Сила тока должна быть минимальной. Через 2 часа после прекращения зарядки замеряют плотность и количество наполнителя. Если концентрация не поднимается, вышеуказанные действия повторяют.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Для восстановления нормального состояния аккумуляторной батареи необходимо ее зарядить, но перед этим следует сначала проверить уровень электролита в банках, измерить плотность. Чтобы обслужить АКБ, понадобится инструмент:

  • ариометр;
  • клизма в виде груши для закачки жидкости;
  • дистиллированная вода.

Обслуживаем аккумулятор так:

  • отсоединяем клеммы с АКБ, снимаем ее крепление;
  • демонтируем батарею с автомобиля, отворачиваем пробки банок;
  • замеряем плотность ариометром, она должна быть в пределах 1,25-1,29 в зависимости от климатических условий, и зимой плотность всегда выше. Значения при измерении не должны иметь разброс более 0,03 г/см²;
  • если показания прибора слишком низкие (менее 1,20 г/см²) или заметно различаются в банках, повысить плотность необходимо так – добавляем дистиллированную воду (свинцовые пластины сверху должны быть покрыты раствором слоем 5-7 мм), затем заряжаем аккумулятор с помощью зарядного устройства малым током, снова проверяем плотность.

Некоторые автолюбители советуют заливать в аккумуляторные банки электролит или даже кислоту, но делать это для повышения плотности нельзя – в процессе эксплуатация аккумулятора испаряется только вода, и добавление готового электролита приведет к разрушению пластин и выходу АКБ из строя! Если в какой-то из банок после зарядки плотность все равно не поднимается, вероятно, пластина осыпались, и здесь необходима замена аккумулятора.

Так же нельзя менять полностью электролит в АКБ, он заливается на заводе только в сухой аккумулятор. Все дело в том, что пластины впитывают в себя кислоту, и она не испаряется. Сразу после доливки дистиллированной воды плотность ниже, но она восстанавливается после зарядки батареи.

Доливку электролита можно производить только в том случае, если из батареи вылилась именно кислота, и обслуживать АКБ должен специалист, хорошо понимающий в этом деле. Экспериментировать можно только с тем аккумулятором, который не жалко выбросить.

Электролит — это слабый водный раствор серной кислоты. Когда происходит разряд, протекает химическая реакция, в результате чего образуются вода и сульфат свинца. Во время зарядки химическая реакция протекает в обратном направлении. Неполные процессы зарядки и разрядки приводят к изменению плотности кислотного раствора. Поэтому необходима проверка плотности электролита в аккумуляторе.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Концентрация раствора зависит от:

  • региона, в котором эксплуатируется автомобиль;
  • дефекта какой-либо ячейки (сульфитации);
  • обрыва цепи;
  • степени разряда АКБ.

Концентрация раствора наглядно отображается в таблице.

Климатическая зона Время года Электролит, концентрация, г/см3
    заливаемый рабочий
Холодный I (-15°С…-30°С) летом 1,24 1,26
зимой 1,27 1,29
Холодный II (-30°С…-50°С) Весь год 1,28 1,30
Умеренный (-8°С…-15°С) « 1,24 1,26
Теплый (4°С…8°С) « 1,22 1,24
Жаркий (4°С…15°С)   1,20 1,22
Вольтаж на клеммах Концентрация при комнатной температуре, г/см3 Процент заряженности, %
12,7 1,28 100
12,5 1,24 75
12,3 1,20 50
12,1 1,16 25

Существует несколько причин снижения заряда прибора. Проверке подлежат только обслуживаемые АКБ, наиболее частым поводом проведения мероприятия является:

  1. Поездки по городу;
  2. Пользование системой обогрева в холодное время года;
  3. Сбои в работе генератора напряжения.

Возникновение любого из перечисленных признаков является показателем, чтобы мерить электролит для агрегата. Перед тем как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее, необходимо визуально оценить состояние прибора, проверить уровень электролита, измерить плотность и уровень напряжения батареи. Получить достоверные результаты поможет проверка АКБ с помощью клеммы нагрузочного тока.

В качестве автомобильных аккумуляторов в основном используют свинцово-кислотные батареи. Электролитом в них выступает серная кислота, а точнее — её водный раствор. Именно от её удельного веса и зависит нормальная работа этой комплектующей. Такое состояние ещё называют степенью закислённости смеси.

Измеряется она в граммах на кубический сантиметр. Типовые значения составляют при нормальной температуре 25 градусов Цельсия. Основные показатели:

  • В стартерной батарее — 1,26−1,28.
  • В стационарной — 1,22−1,23.

Допустимое отклонение при этом не должно превышать 0,01 г/см3.

Во время заряда и разряда любой аккумулятор испаряет некоторое количество воды внутри. Это ведёт к увеличению концентрации соляной кислоты в растворе, что имеет негативное влияние на ресурс.

Интенсивность испарения имеет зависимость от таких параметров, как расходные материалы, применяемые для сборки батарей, пригодность и актуальность оборудования, на котором они производятся. Низкая плотность может возникать из-за наличия короткого замыкания внутри корпуса при соприкосновении пластин, обрывов и слишком низкого уровня остаточного заряда.

Известно, что снижение объёма воды, которая должна быть внутри, негативно влияет на работу АКБ. Её избыток тоже может приводить к неприятным последствиям. Так, перелив через край смеси приводит к серьёзной коррозии корпуса и окружающих деталей, разрушению контактных клемм и сильной растворённости электролитической жидкости.

Решил изиерить плотность электролита.

вот так выглядит этот прибор

  • Немного теории.
  • Ареометр (греч)— в физике так называется прибор, который служит для определения плотности, а следовательно и удельного веса тел.
  • Устройство Ареометра основано на гидростатическом законе, по которому каждое тело плавает в жидкости столь глубоко погруженным в неё, что вес вытесненной им жидкости равен весу всего плавающего тела (в данном случае под телом подразумевается ареометр).

Для автомобилистов практическое значение имеет ареометр автомобильный для измерения плотности электролита и тосола. Ареометр плотности электролита на какое-то время уходил в тень, виною тому была мода на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы.

Однако в последнее время производители аккумуляторов вновь вернулись к частично обслуживаемой схеме (аккумуляторы с крышечками для контроля и долива электролита) т.к. вынуждены признать большую практичность такой схемы.

Вмести с частично обслуживаемыми аккумуляторами вернулись и ареометры для электролита.

Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.С помощью баллона в верхней части ареометра через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.

  1. Проводим замеры.
  2. Измерил выборочно 2 банки

Ареометры — принцип работы. Строение и особенности

Одним из действующих веществ внутри аккумулятора является соляная кислота, поэтому любой забор жидкости для измерений опасен для человека. Должны соблюдаться меры безопасности при работе с ареометрами.

Все действия нужно выполнять в плотных резиновых перчатках и одежде с длинными рукавами. Для защиты глаз можно использовать пластиковые или стеклянные очки. Рекомендуется использовать плотный передник, который убережёт одежду от порчи.

Если электролит каким-то образом всё же попал на кожу или в глаза, необходимо незамедлительно промыть область поражения большим количеством проточной воды, чтобы избежать повреждения тканей и органов. Нейтрализация активной щёлочью здесь не поможет, так как полученные соединения могут только усилить ожог. Лучше добиваться понижения концентрации обычной водой.

Из-за большой токсичности веществ, образующихся внутри аккумулятора в процессе его работы и зарядки, нужно обеспокоиться хорошей вентилируемостью помещения, в котором будут проводиться замеры. Иначе можно получить серьёзные ожоги дыхательных путей и лёгких парами кислот.

Предлагаем ознакомиться  Сколько хранится открытое вино различных сортов в холодильнике

Ареометр – необходимый инструмент не только в большинстве лабораторий, но и полезный аксессуар для домашних работ.

Конструктивно простой прибор позволяет быстро и точно измерить плотность, концентрацию вещества и количество примесей. Цена такого оборудования доступна, и купить его можно у большинства поставщиков товаров для лаборатории.

Показатели, размеры, правила проведения измерений, и другие параметры регламентируются по НД: ГОСТ 18481, ГОСТ 8.428:2009, OIML R 44:2014018, ISO 387, ISO 649-1, ISO 649-2, ISO 650, EN ISO 3675, ISO 4801, ISO 4805, ДСТУ 6062, ГОСТ 28947 (ИСО 1768), ГОСТ 28947 (ИСО 1768), ДСТУ ГОСТ 31072.

Принцип работы

Измерение основано на разнице плотности жидких веществ и гидростатическом законе Архимеда. Тело, погруженное в жидкость, выталкивается с силой, равной массе вытесненной жидкости.

Классический прибор представляет собой стеклянный цилиндр, с одной стороны широкая трубка с округлым дном, с другой стороны узкая трубка с маркировкой в соответствующих единицах. Обычно это единицы концентрации определенного вещества или фактическая плотность раствора.

Внутри широкой части находится утяжелитель, чаще всего свинцовые шарики. Благодаря грузику прибор занимает вертикальное положение.

В приборах постоянного объема на колбу нанесена стационарная метка, до которой следует погружать прибор. Подбирая гирьки различного веса, добиваются погружения на нужную глубину. Имея в результате вес поплавка и надетых гирек, можно определить плотность конкретного вещества.

Сфера применения

Концентрация, плотность веществ нужны постоянно. Крепость алкогольных напитков, качество кислоты в аккумуляторе, состояние антифриза, количество жира в молочных продуктах, концентрацию сахарного и солевого растворов, спелость плодов и содержание растворимых веществ в соке – лишь небольшая часть задач, когда ареометры незаменимы.

В быту наибольшее распространение получили ареометры для спирта (для виноделия и самогонокурения) и плотномеры для электролита (автомобилисты).

Работу лаборатории без денсистометра представить вообще невозможно.

Правила корректного использования или как пользоваться ареометром:

  • Прибор должен быть сухой и чистый.
  • Целостность измерителя не должна быть нарушена.
  • Сосуд, в котором проводится измерение, должен быть достаточно высоким, чтобы плотномер свободно плавал в измеряемом растворе, не прикасаясь к стенкам и дну. Обычно берут высокий цилиндр для ареометров (без меток, из белого стекла).
  • Показания снимаются по нижнему мениску, в момент, когда ареометр остановится.
  • Измерение плотности ареометром проводят в стандартных условиях (20°С) или при других условиях, но результат пересчитывают и выдают на 20°С.

Хотя внешне большинство ареометров похожи, некоторые из них можно использовать сразу для многих жидкостей, другие только для определенных. Это обусловлено различной калибровкой.

Все ареометры делятся по:

  • веществу, концентрация которого измеряется (солемер, спиртомер, сахарометр, лактометр);
  • по исследуемой жидкости (общего назначения или специализированные);
  • по градуировке шкалы (в единицах концентрации или плотности). Измеряемая концентрация может быть в объемных или весовых единицах;
  • по типу: классические и электронные (рефрактометры, плотномеры, другие приборы).

Электрические денсистометры представляют собой приборы с прозрачной призмой и шкалой, измеряющие показатель преломления (рефрактометры) или же приборы со щупом на конце. Современные модели выпускают с цифровым дисплеем, в более простых вариантах шкала нарисована и результат смотрят через окуляр. Есть модели с термокомпенсицией или терморегуляцией и без.

Высокая стоимость (в 10-100 раз дороже классических стеклянных ареометров) приводит к тому, что высокотехнологичные модели покупают только для больших производств (пищевые, химические), где нужна быстрая точность определения в потоке и регулярный контроль качества жидкостей.

Шкала плотности идет с ценой деления 0,0005-0,02 г/см³, концентрации – 0,1-2%, от этого зависит класс точности прибора.

Виды приборов

Специализированные плотномеры выпускают для нефтепродуктов, молока, урины, электролита, спирта, сахара, соли, растворов кислот, щелочей. Градуируют такие узкоспециализированные модели сразу по концентрации исследуемого вещества, что делает их использование простым, удобным.

Универсальные ареометры идут с маркировкой фактической плотности, а результатом будет число, полученное по таблице соотношения плотностей и концентраций различных веществ. Выпускают целые сборники таких таблиц для всевозможных веществ. Производят модели без и с встроенным внутри термометром.

  • Самым универсальным вариантом считаются наборы ареометров, которые производят в большом диапазоне плотностей и с высокой точностью измерения.
  • Маркируют плотномеры большими буквами: первая – А (ареометр) и вторая – исследуемая жидкость.
  • Например:
  • М — молоко,
  • Н — нефтепродукты,
  • У — урина,
  • СП — спирт,
  • Э — электролит,
  • Г — грунт,
  • С — сахар,
  • К — кислота.

Приборы общего назначения маркируют АОН. Цифра в конце маркировки означает диапазон концентраций.

На этапе подготовки выполняют такие действия:

  1. Зарядка батареи. Нельзя начинать восстановление при низком заряде. Добавление электролита способствует резкому повышению концентрации кислоты. Это приводит к разрушению металлических пластин, при котором батарею утилизируют.
  2. Нормализация температуры электролита. Показатель лежит в пределах 20… 25°С. Уровень электролита в каждой банке должен быть нормальным.
  3. Осмотр батареи. Корпус не должен иметь трещин и сколов, особенно возле выводов. Повреждению способствует раскачивание при попытке снять прикипевшую клемму.

Аккумулятор в автомобиле необходим для накопления электроэнергии, которую он отдает при запуске двигателя. Зарядка АКБ происходит во время работы мотора от генератора, и если она недозаряжается, ДВС запустить невозможно, и у водителя в процессе эксплуатации авто возникают трудности.

Любой аккумулятор современной легковой автомашины рассчитан на напряжение 12 Вольт и состоит из шести банок по 2 V каждая. Батареи бывают свинцово-кислотные и гелиевые, обслуживаемого и необслуживаемого типа, причем, последних становится все больше на рынке. Наибольшее распространение в России получили свинцовые АКБ, поэтому в этой статье мы будем говорить о них.

Необслуживаемая АКБ – современный вид батарей, во многих из них запаиваются банки, а сверху герметично крепится пластиковая крышка. Электролит в такой аккумулятор заливается на весь срок его службы, ухаживать за батареей просто, для этого нужно:

  • проверять надежность крепления клемм и самого аккумулятора;
  • чистить корпус при его загрязнении;
  • периодически подзаряжать АКБ.

Необходимость в подзарядке определяется по индикатору, чаще всего зеленого цвета, если батарея в нормальном состоянии. Красная или темная индикация говорит о севшем аккумуляторе и необходимости его подзарядки. Цвета могут быть разными, они зависят от конкретной модели устройства.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

У необслуживаемых АКБ есть свои преимущества:

  • дистиллированная вода в них не испаряется, ее доливку производить нет надобности;
  • при правильном обслуживании батарея служит долго;
  • не требуется проверка уровня электролита.

Но у такой конструкции есть и недостатки:

  • при неполадках в электрической части автомобиля батарея быстрее выходит из строя;
  • перезаряд негативно влияет на состояние аккумулятора, происходит выкипание раствора, но долить дистиллированную воду невозможно;
  • нельзя проверить плотность электролита;
  • необслуживаемые АКБ более требовательны к заряду и разряду, поэтому все правила своевременной подзарядки необходимо соблюдать, иначе аккумулятор преждевременно выйдет из строя.

В холодное время года запуск двигателя осуществить сложнее – масло застывает, требуется больше усилий для прокрутки маховика ДВС. Поэтому даже нормально работающей аккумулятор необходимо подготовить для зимы, чтобы при запуске мотора не возникало проблем.

Перед зимним периодом нужно:

  • очистить корпус АКБ от загрязнений;
  • тщательно зачистить наждачной бумагой клеммы;
  • проверить и при необходимости долить дистиллированную воду (если батарея обслуживаемая);
  • подзарядить аккумулятор зарядным устройством;
  • проверить напряжение на клеммах после зарядки, оно должно быть 12,6 Вольт.

В период зимней эксплуатации авто нельзя допускать сильной разрядки АКБ, если аккумулятор с трудом крутит двигатель, не нужно сажать батарею до конца.

Автомобильный аккумулятор – это устройство для накопления электрической энергии, вырабатываемой генератором машины. Состоит он из:

  • пластикой емкости;
  • пластин из свинца или из свинца с кальциевыми добавками;
  • электролита;
  • контактов;
  • крышки.

Основных типов автомобильных аккумуляторных батарей три. Давно зарекомендовавшая себя классика — малосурьмянистый. Ему присущи саморазряд и выкипание дистиллированной воды из электролита. Но среди положительных качеств выделяется отсутствие реакции к глубокому разряду. Работоспособность восстанавливается обычной зарядкой.

Советы как пользоваться ареометром для аккумулятора

Для начала «пару слов» о плотности, плотность — это удельный вес кислоты, которая смешана с дистиллированной водой, по отношению ко всему объему раствора. Если попроще – это кислотность данной смеси.

Измеряется плотность ареометром, принцип действия которого основан на законе Архимеда, в соответствии с которым на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, величина которой равна весу вытесненной данным телом жидкости.

Шкала ареометра

Плотность исследуемой жидкости, в нашем случае электролита, можно определить по глубине погружения ареометра, т.е. объему жидкости, вытесненной им, и весу ареометра.

Ареометры бывают разные, все зависит от того, плотность какой жидкости Вы будете измерять. Так как этот информационный сайт о аккумуляторах, нас конечно интересует прибор, который в народе называется «автомобильный ареометр». Конструкция автомобильного ареометра довольно проста. Он состоит из:

  1. Стеклянной или пластиковой трубки
  2. Резиновой груши
  3. Пипетки
  4. Ареометра

К одному концу стеклянной трубки крепится резиновая пипетка с длинным носиком, чтобы достать до пластин аккумуляторной батареи. Почему резиновая, чтобы не повредить пластины и сепараторы аккумулятора.

Предлагаем ознакомиться  Как принимать боровую матку и противопоказания

Во внутрь трубки вставляется ареометр, который представляет из себя герметично запаянную стеклянную трубку, внутри которой с одного конца заложен балластный грузик (грузиком может служить металл, а может и какое нибудь другое вещество). С другого конца эта трубка перетекает в стеклянную палочку меньшего диаметра на которой нанесена измерительная шкала.

С другой стороны стеклянной трубки-корпуса крепится резиновая груша, с помощью которой мы и закачиваем электролит из аккумулятора в наш ареометр и обратно в банку батареи.

Есть конечно приборы для измерения плотности и немного другой конструкции. Например поплавковый “Индикатор плотности”, внутри полости которого располагается несколько пластиковых поплавков различного цвета.

Работает он по такому же принципу как и вышеописанный ареометр, на тех же законах физики. Точно так же электролит с помощью резиновой груши закачивается в прибор и всплывающие поплавочки показывают плотность раствора. Однако точность измерений таким “Индикатором плотности” оставляет желать лучшего, поплавки то всплывают, то не всплывают, хотя электролит один и тот же.

Прежде чем начать измерять ареометром  плотность электролита Вашего аккумулятора, следует помнить, что Вы работаете с кислотой и необходимо соблюсти элементарные меры безопасности.

Обязательно нужно одеть очки для защиты глаз, резиновые перчатки фартук. Попадание электролита на открытые участки кожи и глаза вызовет химический ожог.

Методика проверки плотности аккумуляторного электролита

При попадании электролита на кожу либо глаза следует незамедлительно промыть эти места обильным количеством проточной воды в течениии 15 — 20 минут, после можно промыть обожженые участки мыльной водой или раствором воды с содой в концентрации чайная ложка на 200-300мл воды, этими действиями Вы понизите концентрацию химического вещества . Обработка пораженных участков кожи не отменяет вызов скорой помощи или срочного обращения в больницу.

Чтобы измерить плотность электролита в аккумуляторе необходимо выдержать условия, от которых зависят показания наших измерений:

  1. Аккумуляторная батарея должна быть заряжена
  2. Сразу после зарядки замерять плотность нельзя, нужно подождать 3-5 часов.
  3. Показания ареометра следует корректировать в зависимости от температуры электролита.

Наиболее точные данные будут при температуре раствора в 27 градусов С. Если температура ниже, нужно вычесть 0,004 доли единицы на каждые 6 градусов C,  если выше прибавить тоже значение.

Перед тем как откручивать крышки  банок АКБ, тщательно протрите поверхность батареи, чтобы грязь не попадала  внутрь, это может послужить уменьшению срока эксплуатации Вашего изделия.

Сама процедура измерения довольно проста. Собираем ареометр: присоединяем к корпусу-трубке пипетку, в корпус помещаем денсиметр, и закрываем корпус с другой стороны резиновой грушей.

Поочередно в каждой банке измеряем плотность. Для этого опускаем носик-пипетку до пластин и в корпус ареометра с помощью резиновой груши набираем раствор кислоты.

Не следует набирать очень много электролита, денсиметр может уперется в грушу и показания будут неточными, если раствора будет мало, то денсиметр не всплывёт.

Необходимо набирать такое количество раствора кислоты, чтобы денсиметр без помех плавал.

Показания плотности нашего электролита можно посмотреть на пересечении шкалы ареометра и поверхности раствора. Учитывайте то, что у приборов бывают разные шкалы, в некоторых пишут показания в г/см3, но бывают шкалы и в кг/м3, тогда чтобы получить привычные нам цифры, показания нужно разделить на 1000.

Измерение плотности электролита в аккумуляторной батарее

В зависимости от значений которые Вы получили можно принять решение о корректировке раствора кислоты. Как поднять плотность электролита мы писали ранее в статье “Поднимем плотность электролита в аккумуляторе”.

У некоторых ареометров есть шкала для измерения плотности тосола ареометром. Для чего нужно измерять плотность тосола? Этот показатель в основном нужен зимой и в северных регионах страны. Дело в том, что по плотности тосола мы можем определить температуру его кристализации(замерзания), это очень важно при низких температурах для обеспечения нормального функционирования мотора автомобиля.

Обязательно промывайте ареометр после использования не менее трех раз и желательно дистиллированной водой. Эта простейшая процедура продлит жизнь Вашего прибора не на один год.

Выбор марок ареометров на рынке нашей страны достаточно велик, но по факту они представляют практически одинаковые устройства. Различия только в качестве использованного материала для изготовления приборов.

Ареометр ИП1

Из общего однообразия выделяется ареометр ИП1, который изготовлен не с стандартным стеклянным ареометром, а с набором пластиковых палочек, напротив которых на корпусе написано своё значение плотности. После наполнения полости устройства электролитом палочки всплывают и значение плотности считывается по шкале с той, которая всплыла последней.

  • Предел измерения этого прибора от 1,19 г/см3 до 1,31 г/см.
  • Цена деления шкалы 0,02 г/см.
  • Ареометр ИП1 — “Индикатор плотности — 1” не совсем точный прибор,  но он достаточно распространён среди автомобилистов, наверное по причине малой стоимости ( примерная стоимость в магазинах 100 рублей) и компактности.

Ареометр для аккумулятора: особенности конструкции, как использовать ареометр для электролита

Далее можно рассмотреть ареометры стоимостью от 100 до 250 рублей. Марок приборов в этом диапазоне достаточно много.

На фоне всего этого многообразия выделяется продукция, уже знакомого нам по серии зарядных устройств, предприятия из Санкт-Петербурга ООО “НПП ОРИОН СПБ” ареометр Орион АР-02.

1200 в первой банке

Столько же в 5ой.

Зависимость плотности электролита от температуры окружающего воздуха

Выходит что плотность электролита в моем аккуме составляет 1200= 1.2, что как я понял не есть хорошо.Попробую долить дистиллированной водички и в следующей записи напишу что получилось из этого)

Ах да, чуть не забыл)После проведения измерений ареометром, ареометр следует тщательно промыть в воде для удаления остатков кислоты или тосола/антифриза с поверхности прибора. Только в этом случае следует надеяться на долгую и надёжную работу автомобильного ареометра.

Ставим «нравится», подписываемся на авто.

Ареометр для аккумулятора: особенности конструкции, как использовать ареометр для электролита

Каждый владелец автотранспортного средства хочет, чтобы аккумулятор служил как можно дольше. И если ресурс необслуживаемых АКБ ограничен производителем, то обслуживаемые источники питания при грамотном сервисе могут пережить автомобиль. Один из важнейших показателей — плотность электролита.

Чтобы его контролировать, необходимо знать, как правильно пользоваться ареометром для аккумулятора — прибором, позволяющим измерять степень закисленности раствора в ячейках батареи.

Что такое ареометр

Плотность — это вес смешанной с водой серной кислоты по отношению ко всему объему раствора, другими словами это степень закисленности данной смеси.

Закон о гидростатике гласит, что при погружении тела в жидкую среду его вес равняется массе вытесняемого объема.

На основе данного принципа и работает это нехитрое устройство, позволяющее с точностью до сотых значений определить кислотность смеси в г/см куб.

Конструктивно ареометр для аккумулятора имеет вид стеклянного поплавка, с расположенной внутри шкалой измерения. Во многих моделях он помещен в прозрачную колбу (пипетку) из стекла или пластика.

Это максимально упрощает процедуру забора жидкости. При использовании некоторых видов ареометров можно проводить измерение не только кислотности, но и температуры тосола.

В полном сборе вся конструкция состоит из следующих деталей:

  • Ареометр;
  • Груша;
  • Стеклянная пипетка, в которую помещается сам прибор;
  • Плотная пробка;
  • Заборник.

Автовладельцы, впервые столкнувшиеся с измерением кислотности, задаются вопросом, какие бывают ареометры для замера плотности электролита, и какие у них цены. Современные производители предлагают несколько разновидностей этих приборов, которые различаются, как стоимостью и внешним видом, так и функционалом.

Наиболее популярными являются:

  • Sparta 549125. Модель, имеющая компактные размеры, прочный корпус из стекла и невысокую стоимость.
  • SKYBEAR 623000. Недорогой китайский аналог, по отзывам хорошая вещь за такие деньги.
  • Орион АР-02. Плотномер для электролита отечественного производства (НПП Орион г. Санкт-Петербург). Колба стеклянная, но, как утверждают владельцы, поплавок к ней постоянно липнет, что заставляет немного понервничать в процессе замеров.
  • Рефрактометры (цифровые ареометры). Это инструменты для профессионального использования. Могут измерять характеристики множества разных жидкостей, из которых автомобилистам будут полезны кислотность электролита и температура тосола (антифриза). Стоят дорого, но зато могут настраиваться по дистиллированной воде, что позволяет всегда правильно определять параметры, вне зависимости от внешних условий. Заказать цифровой ареометр можно у китайцев.

Бюджетные измерители плотности можно приобрести по цене от 100 до 600 руб. Профессиональные инструменты стоят от 800 руб.

Важно. При выборе ареометра обратите внимание на материал корпуса пипетки. Некачественный пластик со временем может помутнеть, что затруднит или вовсе сделает невозможной работу с инструментом.

Принцип работы

Как повысить при помощи зарядного устройства

Если концентрация кислоты упала за зиму, ее можно восстановить путем подачи слабого тока. Зарядка занимает не менее 3 суток, она считается эффективной при невозможности восстановления АКБ другими методами. Содержимое набравшей полную мощность батареи при зарядке начинает кипеть. Признаком испарения воды является образование мелких пузырьков на поверхности.

Избыток жидкости испарится, концентрация кислоты увеличится. Общий уровень наполнителя станет маленьким, поэтому придется добавлять готовый аккумуляторный раствор. После завершения процедуры пользуются ареометром. Если показатели прибора слишком низкие, зарядку и добавление электролита повторяют.

Как повысить плотность в аккумуляторе автомобиляСсылка на основную публикацию

Аккумуляторная батарея для автомобиля выступает жизненно важным элементом, обеспечивающим электромеханическое функционирование транспортного средства. Многим водителям знакомы прецеденты, когда машина «отказывается» заводиться, стартер не «срабатывает» или частотность вращения коленвала от стартера неудовлетворительная для пуска ДВС.

Зачастую причиной такого прецедента выступает низкий заряд аккумулятора, вследствие обеднения плотности электролита в автономном накопителе тока. Возникновение таких обстоятельств провоцирует автовладельца принять меры по устранению проблемы: некоторые водителя решают неприятность путём приобретения новой АКБ, однако, зачастую восстановить её функциональность можно менее радикальными методами.

В этой статье проанализируем альтернативные способы решения проблемы с систематической разрядкой АКБ и причины возникновения прецедента, расскажем, что такое «плотность электролита в аккумуляторе», какая её роль в функционировании устройства, расскажем о номинальных величинах плотности, методе диагностирования показателей и вариантах их стабилизации.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно обрезать виноград – подробная инструкция для новичков

Определение плотности электролита в аккумуляторе автомобиля.

Так как метод определения плотности путём измерения выталкивающей силы может применяться не только в случае с автономными источниками питания, существует несколько видов ареометров. Они отличаются как по величине, которую определяют, так и по назначению для различных типов смесей.

Нанесённые на плавающее тело шкалы позволяют применять прибор в разных областях практических измерений. Например:

  • Солемеры — устройства для определения концентрации солей в водном растворе. Используются, кроме прочего, для того, чтобы узнать степень засоленности почвы разных районов.
  • Лактометры — измеряют жирность молочной продукции.
  • Спиртометры — процентное соотношение спирта и растворяющей жидкости для определения крепости алкогольных напитков и продуктов брожения.
  • Сахарометры — позволяют узнать степень концентрации сахаров, растворённых в воде или другой жидкости.

Обзор ареометра для проверки плотности электролита в аккумуляторе автомобиля за 159 рублей из “Ленты”

  • стеклянной трубки;
  • резинового наконечника;
  • резиновой груши;
  • измерителя со шкалой.

Инструкция описывает, как правильно пользоваться ареометром и как измерить плотность аккумулятора. Откручивается пробка над ячейкой. На стеклянную трубку с одной стороны одевается наконечник. Он нужен для забора электролита.

Затем в трубку помещается измеритель. Он выполнен в виде запаянной колбы с утяжелителем. В верхней части располагается шкала. На другой конец устанавливается груша.

Замер протекает в следующей последовательности:

  • Рукой сжимается груша.
  • Наконечник опускается в ячейку через окно пробки.
  • Рука отпускается и в трубку под действием разряжения втягивается жидкость.
  • После набора необходимого количества ареометр всплывает, а граница раствора указывает на концентрацию.
  • Электролит сливается обратно.
  • Переход к следующей банке.

Для стабильной работы пластины должны полностью скрываться под кислотным раствором. Как проверить уровень электролита в аккумуляторе — это следующая задача, встающая перед автолюбителем. Можно это проверить визуально: для этого откручивается пробка, а затем, подсвечивая себе фонариком, надо заглянуть вовнутрь. Уровень должен быть на 10-15 мм выше свинцовой пластины.

Или же можно воспользоваться стеклянной трубкой. Ее диаметр должен быть таким, чтобы с одной стороны ее можно зажать своим большим пальцем. Трубка помещается в банку до тех пор, пока не упрется в пластины. Сверху глушится пальцем и извлекается. Жидкость не вытечет, пока есть разряжение. Уровень проверять можно при помощи линейки.

Ареометр.

Многие сталкивались с такой проблемой, что аккумулятор в автомобиле не держит зарядку. Зачастую это связанно с плотностью электролита в АКБ. Повысить плотность в аккумуляторе можно с помощью добавления концентрированного электролита. На прилавках в магазинах продается уже готовый по концентрации электролит.

На прилавке в магазине с автотоварами мне на глаза попался ареометр по привлекательно низкой цене, я не раздумывая купил его для обзора. Стоимость прибора составила 159 рублей. Вместе с ним для чистоты эксперимента взял литровую бутылку с электролитом плотностью 1,27-1,28 кг/л, для проверки прибора.

Ну что ж, давайте приступим к распаковке и проверим ареометр в деле!

Упаковка ареометра выполнена не очень качественно по моему мнению, дальнейшее хранение прибора в ней неудобное. Хотя если обратить внимание на обратную сторону упаковки, на ней можно увидеть различные таблицы с рекомендациями по использованию ареометра. За это можно поставить небольшой плюсик, для многих это полезная информация.

Таблица. Проверка заряда АКБ по плотности электролита.Таблица. Температура замерзания электролита при разной плотности.

Прибор упакован компактно, плотненько, деталька к детальке.

Хочу отметить, что ареометр сделан из стекла и дальнейшая эксплуатация не приведет к затемнению, как часто это бывает с пластиком. По моим ощущениям вроде не игрушка, можно попробовать измерить плотность электролита.

Ареометр разобран по частям. Ареометр в собранном виде.

В начале эксперимента я приготовил банку с содовым раствором где промою ареометр после измерений. Содовый раствор нужен для гашения электролита.

Ареометр после всех измерительных работ с электролитом следует промыть в содовом растворе, затем водой.

Не в коем случае не измеряйте плотность в аккумуляторной батареи после промытия прибора только в одном содовом растворе — это может погубить АКБ.

Всегда промывайте ареометр чистой водой после промытия его в содовом растворе!Содовый раствор.

Набираем электролит в прибор с помощью нажатия груши в верхней его части. Электролит нужно набирать до тех пор, пока ареометр, расположенный в приборе, начнет плавать как поплавок,

Ареометр для аккумулятора: особенности конструкции, как использовать ареометр для электролита

Замер плотности электролита.

Как мы видим на фото выше, ареометр показывает плотность электролита 1.3 кг/л, на бутылке с электролитом заявлена плотность чуть меньше. Получившийся результат ввел меня в заблуждение.

Либо прибор не совершенно точен или электролит в бутылке не соответствует своим заявленным характеристикам.

Но одно понятно точно, показание прибора находится в зеленной зоне, что допустимо для нормальной плотности электролита в аккумуляторе.

Промывание прибора в содовом растворе.

Вывод: Для проверки уровня плотности в АКБ вполне себе нормальный прибор. Оценивать его с точки зрения профессионального измерительного прибора я не стал, одного прибора для точного эксперимента будет не достаточно. Суть статьи была лишь в том, чтобы проверить данный прибор на работоспособность! С чем он и справился.

Повышенная концентрация электролита становится причиной преждевременного выхода батареи из строя. Кислота разрушает металлические пластины. К воздействию составов на основе серной кислоты чувствительна даже сталь. Низкая концентрация приводит к таким проблемам:

  1. Сульфатация. На пластинах появляется налет, состоящий из сульфата свинца. Аккумуляторная батарея становится неспособной принимать заряд.
  2. Повышение порога замерзания. Жидкость кристаллизуется уже при -5°С. Лед сдвигает и повреждает металлические детали. При деформации пластин и коротком замыкании емкостей батарею восстановить невозможно. При плотности 1,28 г/см³ электролит замерзнет только при -58°С.
  3. Проблемы при запуске двигателя. Наиболее выражен этот признак в зимний период.

Для проверки плотности электролита используют денсиметр (справа).

При работе с электролитом необходимо соблюдать меры индивидуальной защиты, использовать резиновые перчатки и прорезиненый фартук. Инструкция, как проверить плотность АКБ предусматривает следующий порядок:

  1. АКБ очищают от пыли и загрязнений;
  2. Размещают агрегат на ровной поверхности;
  3. Снимают с банок крышки;
  4. «Грушей» набирают электролит и сливают в колбу;
  5. Ареометр для проверки плотности электролитаОпускают ареометр в жидкость.

Важным условием проведения процедуры является обязательная полная зарядка аккумулятора перед проверкой плотности электролита. Владельцу автомобиля следует учесть, что процесс зарядки АКБ сопровождается выделением из банок химически активных вещество: водорода и кислорода, соединение которых может привести к взрыву. Избежать неприятной ситуации поможет принудительная вентиляция помещения. Время зарядки может длиться до 6 часов.

Повышение плотности электролита

Если в батарее плотность электролита не соответствует заводским параметрам, то его следует повысить. Достигается это несколькими способами.

Если плотность не упала до критических значений, то можно воспользоваться зарядным устройством. Зарядка проводится током, значение которого устанавливается равным 0,1 от емкости батареи. Продолжительность — 8 часов. Затем на два часа ток снижается на 50%.

Если зарядным устройством невозможно поднять концентрацию, в электролит добавляется его концентрированный раствор. Здесь придется высчитывать необходимое количество на объем. В качестве радикального метода используется полная замена раствора, но с обязательной промывкой внутренностей, чтобы не осталось никакого осадка.

Оценка количества проводника

После завершения зарядки аккумулятор необходимо выдержать в покое не менее 6 часов. Условие является обязательным, так как после воздействия током плотность электролита остается повышенной, после «отдыха» раствор серной кислоты выдает более достоверные показатели.

Перед тем, как проверить электролит в аккумуляторе, необходимо взять пробу из банки аккумулятора в количестве, чтобы ареометр свободно плавал в жидкости.

В норме плотность электролита составляет от 1,24 кг/дм3 до 1,29 кг/дм3. Если полученный результат измерений ниже нормы, то поправить ситуацию может доливка свежего раствора. Методику выяснения, как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе, с последующими действиями необходимо повторить с каждой банкой АКБ с периодичностью 1 раз через каждые 3 месяца. По визуальной оценке жидкость должна быть прозрачной, обладать высокой степенью чистоты.

На шкале ареометра полоски зеленого цвета показывают уровень допустимой плотности раствора. При цифровых значениях, отмеченных между верхним и нижним пределом жидкости, показатель считается нормальным, добавлять электролит не требуется.

Если плотность электролита падает до критического уровня, то никакие мероприятия, кроме как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях с добавлением аккумуляторной кислоты, не помогут исправить ситуацию. Проверять электролит в аккумуляторе можно ранее описанным способом после добавления каждой порции кислоты. В случае, когда не удается получить нужный результат, то жидкость лучше всего просто заменить полностью.

Методика замены осуществляется после откачки раствора. Крышки банок и вентиляционные клапаны АКБ плотно закрываются, батарея укладывается на бок. В каждой банке делаются отверстия сверлом 3,5 мм, сливается остаток жидкости. Пустые банки тщательно промывают водой, проверяют на наличие осадка, отверстия запаиваются кислостойкой пластической массой, заливается свежий раствор с чуть большей плотностью, рекомендуемой для отдельно взятой климатической зоны.

Важная информация для автолюбителя

Так же без острой необходимости не следует заменять электролит полностью. Если кислоту необходимо разбавить водой, то следует помнить, что плотность жидкостей отличается. По этой причине кислоту вливают в воду тонкой струей с постоянным размешиванием.

Ареометр для аккумулятора: особенности конструкции, как использовать ареометр для электролита

Обращение с источником питания должно быть максимально осторожным, нельзя АКБ переворачивать вверх дном из-за возможного возникновения в процессе эксплуатации короткого замыкания. Перед завинчиванием крышек на банках необходимо воспользоваться рекомендацией специалистов, как проверить плотность аккумулятора ареометром перед эксплуатацией агрегата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector